NetUP.Блог – О применимости Смарт ТВ

О применимости Смарт ТВ или почему не стоит использовать телевизоры "из магазина" в корпоративных решениях

Наше время можно смело назвать веком расцвета умных устройств, хотя концепция далеко не нова. Применимо к телевидению, первые решения появились аж в 80-х годах 20-го столетия в Японии и позволяли выводить на телевизоры аналог современного телетекста и электронной программы передач. А возможность интернет-серфинга появилась в середине 90-х в США благодаря компании WebTV Networks. С тех пор технологии ушли далеко вперед, были стандартизированы и унифицированы, но, не смотря на отсутствие серьезных технических проблем, к сожалению, SmartTV ограничены возможностями, заложенными производителями.


Вообще, smart tv (connected tv) - это концепция, технология, обеспечивающая интеграцию интерактивных сервисов с телевизорами и ТВ-ресиверами. То есть комплект из обычного, пусть даже кинескопного, телевизора и смарт-приставки уже будет умным телевидением. Но, ввиду исключительной практичности данной статьи, под смарт-телевизором мы будем понимать единое устройство, объединяющее в себе функции как вывода изображения и звука, так и всевозможные интерактивные возможности. Буквально - любой телевизор, имеющий возможность подключения к сети передачи данных (интернет).


Все смарт-телевизоры делятся на 2 категории по сектору рынка, для которого они предназначены - профессиональные и retail. Первые сложно найти в открытой продаже, как правило они поставляются под конкретные проекты. Последние - те самые, которые Вы видите на полках магазинов электроники под красивой вывеской Smart TV. При этом аппаратно зачастую они идентичны (или есть близкие по начинке модели в обоих категориях), то есть используют одни и те же матрицы, одну и ту же электронику. Но различаются программным обеспечением (и возможностями, которое оно дает) и иногда ценой.


Обычные телевизоры из магазина рассчитаны на массового пользователя, чьи потребности примерно одинаковы. В России или США, в доме или квартире, на кухне или в спальне - сценарии использования похожи. Поэтому retail устройства часто могут предлагаться конечным покупателям с минимальной маржей, но с пакетом "встроенных" сервисов третьих поставщиков. Или с возможностью установки из фирменного магазина бесплатных приложений, но для разработчиков эта публикация будет платной, или с рекламой. И так далее - вариантов много.


В случае же профессионального применения все наоборот. Для решения цифровых вывесок (Digital Signage) телевизор должен обеспечить возможность полноценного удаленного управления, интерактивного гостиничного телевидения - управляться частично и не вредить приватности постояльца, а также предлагать только и исключительно сервисы данного отеля.


Сферы применения профессиональных и обычных телевизоров пересекаются лишь в том, что все они выводят изображение. В остальном они совсем разные и невозможно превратить retail-телевизор в обычный и наоборот.


Данный обзор основан на производителях и моделях, распространенных на глобальном рынке. Локально могут представлены устройства, так или иначе лишенные нижеперечисленных недостатков, но они редки и не влияют на общую тенденцию.


Рассмотрим конкретный пример - с какими проблемами столкнутся владельцы гостиниц, решившие установить на своем объекте retail-телевизоры.


  1. Ограниченная поддержка технологий вещания. В частности, отсутствие поддержки multicast. Среди моделей Samsung на операционной системе Orsay (до 2015 года выпуска), LG на NetCast (до 2014 г.в.) встречались модели с поддержкой, но среди современных телевизоров на Tizen (Samsung, WebOS (LG), Android TV (Sony, Philips, xiaomi) таковых нет. Обойти проблему можно, реализовав трансляцию юникастом, но это существенно увеличит нагрузку на сеть передачи данных. HD-каналы * 100 пользователей уже дадут более 1 Gbps трафика...
  2. Ограниченная поддержка кодеков. Телевизоры из магазина рассчитаны на интернет-сервисы, где применяют, как правило, h.264 и да - с ним проблем почти нет. Основная масса телеканалов уже транслируется (на спутнике или в точках обмена трафиком) в этом видео-кодеке. Но кроме него есть еще и аудио. И практически везде оно в MPEG Layer-2 (mp2), который часто не поддерживается и его нужно транскодировать в AAC, что влечет за собой установку дополнительного оборудования.
  3. Пусть первые пункты не стали проблемой и трансляция в сеть организована. Но телевизоры "из коробки" могут показывать только лишь список каналов для воспроизведения из коаксиальной сети. Если у Вас IP-сеть, потребуется установить приложение. Обычно это делается через фирменный магазин приложений того или иного бренда, но, скорее всего, Вы получите отказ в публикации ввиду применения для ограниченного круга лиц. Можно установить локально, в режиме разработчика. Как правило это делается посредством фирменного ПО от производителя, что создает дополнительные сложности. При этом программа может быть установлена только в оперативную память и исчезнет после выключения...
  4. Допустим, Вы нашли способ установить приложение в телевизор так, чтобы оно не удалялось. Но при включении ТВ всегда будет загружать свой фирменный домашний экран и интерфейс. Откуда нужно будет зайти в меню приложений, найти и запустить нужное и только там будут Ваши сервисы. Сомнительное удовольствие.
  5. Удаленное управление. Его... нет. Нельзя ограничить максимальную громкость в ночное время. Нельзя переключить канал на телевизоре в холле кроме как дойти до него с пультом. А вот обновление от вендора может "прилететь" в любое время, постоялец нажмет "Ок" и Вы даже не узнаете об этом. Функциональность же конкретного ТВ может измениться значительно.


Телевизор - это не только изображение на экране, звук и внешний вид. Это инструмент. И неправильный его выбор может привести к необходимости замены или использования дополнительных устройств. Или к невозможности реализации важных для Вас сервисов. Перечисленные выше особенности делают практически невозможным использование телевизоров из магазина без дополнительных приставок.


Проконсультируйтесь со специалистом


23.06.2021

К другим статьям