NetUP.Блог - Что такое Middleware в IPTV.

Что такое IPTV Middleware, почему и для чего используется?

Мировой вики-разум определяет Middleware как связующий промежуточный слой, обеспечивающий взаимодействие между различными приложениями, системами и компонентами. Но что нужно связывать в IPTV? Разрабатывая IPTV-проект, операторы часто задаются вопросом зачем нужна система Middleware и почему они должны за нее платить? Роль Middleware не очевидна, но крайне важна. Давайте разбираться.

Время назад

В эпоху аналогового ТВ пользователь настраивал список каналов на телевизоре сам. Каналов было немного, легко можно просканировать частоты и назначить их на нужные кнопки. С переходом на цифровое вещание (DVB) повысилось качество картинки, мультиплексирование позволило размещать на одной частоте по несколько каналов. Технология широковещания (broadcast) в DVB также позволяет просканировать эфир и автоматически сформировать список программ прямо в телевизоре или ресивере.

Принципиально IPTV можно строить похожим образом. Конечно, мы бы не рекомендовали абонентам сканировать IP-сеть в поисках мультикаста, но плей-лист можно опубликовать или "зашить" в приставку на производстве, а доступ контролировать через классические карточные системы условного доступа. Первые IPTV-системы так и работали, но направление быстро зашло в тупик. Такая система просто не давала никаких преимуществ перед обычным телевидением.

Как реализовать VoD, записать передачу? Даже изменить список каналов проблематично. Принимающие устройства необходимо сертифицировать на работу с CAS. А куда вставлять смарт-карту, если хочется смотреть на телефоне?

Читайтее нашу статью про декодирование DVB-сигнала.

Однако в IP-сетях есть обратный канал - от абонента к провайдеру, и не использовать его было бы глупо. Решение разместить список каналов на удаленном сервере так, чтобы абонентские устройства его периодически обновляли, можно считать днем рождения IPTV Middleware как класса.

Какие же функции выполняет современная система Middleware?

Контент и все о нем

Система Middleware является хранилищем информации обо всем доступном контенте оператора, и это не только названия телеканалов и адреса вещания. Middleware не взаимодействует с потоками вещания, но передаёт на абонентские устройства ссылки, описания, сюжеты фильмов и темы передач, списки ведущих и актеров, участников и спортсменов, информацию о киностудии и рейтинги, иконки, иллюстрации, трейлеры и многое другое. Это называется "метаданные". Они используются для улучшения пользовательского интерфейса, позволяют добавлять перекрестные ссылки и вырабатывать рекомендации. Набор метаданных в системах может быть различным, но, как минимум, электронная программа передач (EPG) должна присутствовать в любой системе просто по правилам хорошего тона.

Без системы Middleware немыслимо предоставление услуг VoD (Video on Demand), CatchUP TV и TimeShift.

Недостаточно просто разместить на сервере файлы с фильмами, или пустить потоки телеканалов на запись. Необходимо сформировать корректные ссылки на записанные передачи и своевременно их обновлять в случае удаления старых записей. Фильмы необходимо добавить в каталог, где пользователи смогут их найти через поиск или по метаданным. За всё это тоже отвечает система Middleware.

AAA

Любой контент - телепередачи, фильмы, музыка - является чей-то собственностью и создается не забавы ради, хотя бывают и исключения, а с целью получения прибыли и может предоставляться на платной основе. Операторы могут пакетировать каналы и VoD контент, назначая различные тарифы в биллинге. В зависимости от оплаченной подписки биллинг передает в Middleware данные о том, что нужно предоставить конкретному пользователю.

Некоторый контент может иметь ограничения, например, возрастные, поэтому перед его предоставлением необходимо убедиться, что пользователь имеет право просмотра - провести Аутентификацию и Авторизацию, то есть проверить, действительно ли перед нами абонент и какими правами он обладает. Возможны и дополнительные проверки в процессе пользования, например, запрос особого пароля (родительского или финансового) при попытке посмотреть или купить не менее особый контент.

Так же необходимо вести Аккаунтинг - учет потребленных ресурсов. Данные аккаунтинга могут передаваться в биллинг для тарификации услуг или быть источником для сервиса рекомендаций. На их же основании оператор может строить детальную статистику телесмотрения, понимать какие каналы популярны, а какие можно смело убрать из трансляции, на каких каналах выгодно показывать рекламу. Реклама является важным средством монетизации, а благодаря Middleware ее можно таргетировать, показывать в интерфейсе (баннер) или бегущей строкой, и не бояться, что пользователь переключит канал. Но об этом мы расскажем в отдельной статье.


На схеме ниже мы приводим примеры систем и устройств, взаимодействующих с Middleware в решениях NetUP.

А если не провайдер?

Корпоративное телевидение существенно отличается от предоставления услуг провайдером. В нем может не быть абонентов, а контент, как правило, собственный и его не нужно защищать, биллинговать и т.д. Для чего может понадобиться система Middleware в этом случае?

Связь между центральной системой и абонентскими устройствами можно использовать для удаленного управления воспроизведением - переключить телеканал или запустить нужный ролик как на отдельно взятом телевизоре, так и на всех разом. Средства (администраторского) интерфейса Middleware позволяют вывести статичную информацию - наложить графику куда-либо, тем самым обеспечив, например, брендирование. В некоторых ситуациях Middleware помогает собирать и отображать динамический контент: погоду, графики и т.д.

Разграничение прав доступа пригодится, если необходимо дать возможность смотреть произвольный контент, например, в обеденный перерыв, а в рабочее время - только определенный.

Выводы

Технически при построении IPTV проекта можно обойтись без системы Middleware. Однако в таком случае гарантированы сложности с организацией интерактивных функций, которые и отличают IPTV от обычного цифрового телевидения. Для коммерческого использования такой вариант не подходит, без гибкой настройки услуг заслужить лояльность клиентов будет непросто. Абоненты заинтересованы в получении всех сервисов в одном окне. Сюда же относятся и трансляция видеонаблюдения, и информирование о тарифах, и оплата, и подключение новых услуг. Всё это возможно благодаря Middleware.

Важным преимуществом IPTV Middleware является возможность интеграции со сторонними сервисами и системами. Функционал позволяет быстро адаптировать обмен данными и трансляцию пользователям таких сервисов, как например, погода или курс валют.

Наличие всего спектра функций в Middleware - это не просто масштаб платформы. Это рычаги для повышения лояльности клиентов и инструменты монетизации. С одной стороны, можно наращивать функционал со временем, но с другой стороны, для удержания первых клиентов лучше сразу обеспечить все их потребности.

07.09.2021

К другим статьям